Каждая четвёртая проданная машина в этом году — электрокар
Автомобильный мир переживает радикальные изменения. Согласно отчету Международного энергетического агентства (МЭА), в 2025 году доля электромобилей достигнет 25% от общего объема продаж. Это не временный тренд, а устойчивая тенденция, которая может привести к 40-процентной доле рынка к 2030 году.
Рост вопреки экономическим вызовам
В 2024 году продажи электрокаров побили рекорд — 17 миллионов единиц, впервые превысив 20% мирового рынка. В первом квартале 2025 года рост составил 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Примечательно, что этот прогресс наблюдается на всех ключевых рынках, несмотря на экономические сложности.
Китайский доминиум
Китай укрепляет лидерство: в 2024 году почти половина проданных там машин были электрическими — более 11 миллионов. Страна производит 70% мировых электромобилей и экспортировала 1,25 миллиона единиц. Азиатские и латиноамериканские рынки демонстрируют рост свыше 60%, отчасти благодаря доступным китайским моделям.
- Китай: 50% продаж — электромобили
- США: рост 10%, доля рынка >10%
- Европа: стабильные 20%
Экономика владения
Цены на электрокары снижаются благодаря конкуренции и удешевлению батарей. В Китае две трети электромобилей уже дешевле аналогов с ДВС. Однако в США и Германии первоначальные затраты остаются выше на 30% и 20% соответственно.
Рынок | Наценка | Экономия |
---|---|---|
Китай | -10% | Значительная |
США | +30% | Умеренная |
Германия | +20% | Заметная |
Даже при цене нефти в $40 за баррель, эксплуатация электромобиля в Европе обходится вдвое дешевле бензинового.
Электрификация коммерческого транспорта
Продажи электрических грузовиков выросли на 80% в 2024 году, достигнув 2% рынка. В Китае некоторые модели уже экономически выгоднее дизельных, несмотря на высокую начальную стоимость.
Перспективы
Фатих Бироль, глава МЭА, отмечает: ‘Несмотря на неопределенности, электромобили сохраняют мощную динамику роста’. Ключевые факторы развития — снижение себестоимости, расширение инфраструктуры и ужесточение экологических норм.
Производители концентрируются на увеличении запаса хода, сокращении времени зарядки и оптимизации батарей. Технологическая гонка только набирает обороты.