Легенда против современного авто: как изменились гоночные машины за 50 лет
Škoda Auto отмечает 130 лет существования. Спортивные достижения — неотъемлемая часть истории бренда. Раньше их добивались, например, на Škoda 130 RS, а сегодня — на Fabia RS Rally2. Что общего у этих гоночных автомобилей и как изменились технологии за 50 лет?
Первый прототип появился в 1975 году и сразу начал собирать трофеи. Это была удачная комбинация лучших технологий Škoda того времени: шасси от 200 RS, проверенный 1,3-литровый двигатель OHV от 120 S и аэродинамичный кузов от 110 R. Дополненный широкими крыльями из ламината, алюминиевой крышей и капотом, 130 RS принес бренду успех не только в странах Восточного блока, но и на международной арене.
Легендарный норвежский гонщик Джон Хаугланд, выступавший за Škoda четверть века, вспоминает: «Управлять им было физически сложно: длинное рулевое управление без усилителя, механическая коробка передач с педалью сцепления. А из-за заднего расположения двигателя машина склонна к избыточной поворачиваемости».
Škoda Fabia RS Rally2
Современный наследник традиций — Fabia RS Rally2. Здесь уже последовательная коробка передач, сцепление нужно только для старта. Безопасность тоже шагнула далеко вперед: вместо простой каркасной клетки 1970-х — 35,8 метра высокопрочных стальных труб, шесть слоев углепластика и кевлара, кресла с жесткой фиксацией пилота. О пожаре тоже позаботились: две ручные системы плюс автоматические огнетушители в салоне и моторном отсеке.
Андреас Миккельсен, чемпион WRC2 2021 и 2023 годов, отмечает: «С Fabia RS Rally2 легко быстро ехать в любых условиях. Она предсказуема, адаптируется к разным покрытиям и стилям вождения. Мощный двигатель, точность управления — вот что мне нравится».
Эволюция технологий
Основные изменения за полвека:
- Привод: от заднего (130 RS) к полному (Fabia RS Rally2).
- Двигатель: с 1,3-литрового атмосферного в задней части до 1,6-литрового турбированного спереди, работающего на экотопливе.
- Салон: от стандартных деталей серийных авто до полностью гоночного интерьера с продуманной эргономикой.
Разница в подходе к разработке очевидна: если раньше важны были скорость и надежность, то теперь к ним добавились безопасность, адаптивность и внимание к каждой детали.