Tesla переходит с Dojo на Cortex: новый этап в автономном вождении
Tesla официально закрывает проект Dojo — свой амбициозный суперкомпьютер, который должен был избавить компанию от зависимости от Nvidia. Это стратегический разворот, напрямую влияющий на планы по автономному вождению. Решение принято на фоне падающих продаж и ухода части команды.
7 августа 2025 года Bloomberg сообщил о расформировании команды Dojo. Питер Бэннон, руководитель проекта, переведен на другие задачи. Два десятка инженеров ушли и основали DensityAI — стартап, занимающийся чипами и ПО для ИИ в робототехнике и мобильных приложениях.
Во главе — Ганеш Венкатараманан, бывший директор Dojo, с коллегами из Tesla. Их цель: конкурировать с xAI, другим проектом Илона Маска. Уход специалистов лишил Tesla накопленных с 2019 года знаний, особенно в области чипов D1 — ключевого элемента Dojo.
От независимости к прагматизму
Представленный в 2021 на первом AI Day, Dojo должен был обрабатывать данные с миллионов камер Tesla. Маск обещал рекордную мощность в 100 экзафлопс и полную автономию для машин. Проект также готовил почву для роботакси и человекоподобного робота Optimus.
Но уже в 2024 году в Gigafactory в Остине тихо появился проект Cortex. В отличие от Dojo, он использует чипы Nvidia, AMD и Samsung. Официально — поддержка Dojo. Фактически — замена. Теперь Cortex обучает системы FSD, развивает роботакси и служит платформой для Optimus.
Это конец вертикальной интеграции, о которой мечтал Маск. Tesla предпочла проверенные компоненты дорогой и неопределенной внутренней разработке.
Объяснения Маска и переименование
В X (бывший Twitter) Маск заявил, что разделять ресурсы между двумя архитектурами чипов ИИ было нелогично. Якобы теперь усилия сосредоточены на одной, более эффективной системе.
Однако инвесторы скептичны. В 2023 Morgan Stanley оценивал потенциальный вклад Dojo в капитализацию Tesla в $500 млрд. Отказ от проекта стирает эти ожидания и намекает, что амбиции Маска часто опережают реальность.
Теперь Cortex, иногда называемый Dojo 3, — новый флагман ИИ Tesla. Вопрос в том, хватит ли этой более скромной, но реалистичной стратегии, чтобы удержать лидерство в гонке за автономное вождение.