Почему батареи гибридных авто дороже, чем у электромобилей
Бытует мнение, что чем меньше батарея, тем она дешевле. Но с гибридными автомобилями всё ровно наоборот. Исследование Международного энергетического агентства показало: в 2024 году стоимость аккумуляторного блока на 20 кВт·ч для гибрида равнялась цене блока на 65 кВт·ч для электромобиля. То есть киловатт-час в гибридных батареях обходился втрое дороже.
Во-первых, гибридные батареи меньше, но сложнее. Им приходится работать в паре с ДВС, что требует дополнительных инженерных решений. Во-вторых, фиксированные затраты на производство (например, система управления) распределяются на меньшее количество элементов, увеличивая стоимость каждого. В-третьих, гибридным батареям нужна высокая удельная мощность при компактных размерах — это достигается за счет более тонких электродов, что снижает плотность энергии и повышает цену.
Экономия на масштабе
С электромобилями ситуация обратная: чем больше батарея, тем дешевле киловатт-час. Особенно заметно это в Китае, где массовое производство электрогрузовиков уже позволило снизить стоимость их аккумуляторов. В Европе, где рынок коммерческого электротранспорта ещё не развит, цены остаются высокими.
Для примера: батарея BMW iX2 (64,8 кВт·ч) занимает около 33% от общей стоимости машины — примерно 20 000 евро. В гибридах же цена батареи редко выделяется отдельно, так как она поставляется в комплекте с силовой установкой.